Кто единственной женщиной в мире. Самые известные женщины в истории и современности

Семирамида, Клеопатра и Валерия Мессалина

Самыми известными женщинами в истории человечества по версии портала Samogo.Net являются - Семирамида, Клеопатра и Валерия Мессалина. Почему именно они, а, скажем, не Жанна Д"Арк или королева Елизавета? Величие любой исторической фигуры определяется по прошествию многих веков, а иногда - даже тысячелетий. Именно поэтому оценить по достоинству величие героев Средневековья или Нового времени предстоит нашим далёким потомкам. Итак, данная статья посвящена самым известным женщинам в истории, память о которых не стёрлась в веках.

Семирамида

Семирамида . Эта необыкновенная женщина окружена ореолом легенд и мифов. Образ Семирамиды вобрал в себя черты таких богинь любви и сладострастия, как арамейская Иштар и армянская Шамирам. Семирамида жила на заре древних цивилизаций, а судьбу этой царицы, одной из самых известных женщин в истории человечества, описал пять веков спустя в труде «История Ассирии» Ктесий Книдский, который был врачом при дворе могущественного царя Ассирийской державы.

В результате страстной любви озерной богини Деркето к простому смертному родилась девочка. Когда любовь угасла, Деркето испепелила бывшего возлюбленного, а новорожденную бросила в каменистой пустыне. Малютка не погибла: ее вскормили голуби, которые воровали для нее молоко и сыр у селян. Пастухи нашли малышку, приютили и дали имя «Семирамида» (Шаммурамат или Шамирам), что на арамейском языке означает «Рожденная голубкой».

Однажды придворный сановник, заметив яркую красоту девушки, сделал ее своей женой. Иногда он брал Семирамиду в военные походы, которые часто устраивал ассирийский царь Нин. Изумительная, демоническая краса женщины не могла долго оставаться незамеченной правителем. Царь влюбился. Огорченный муж противиться этому не смел и от горя покончил с собой.

О чувствах Семирамиды к властителю ничего не известно, но дальнейшие события указывают на ее крайнее нерасположение к повелителю. У них родился сын. Наложница попросила царя о маленьком подарке: сделать ее полноправной правительницей огромной Ассирийской империи всего лишь на один день. Владыку позабавила такая просьба, и он согласился. Надев царские одежды, одалиска весьма решительно воспользовалась случаем: приказав казнить и с величайшими почестями похоронить царя, объявила себя самодержицей. Так один день власти в подарок превратился в 42 года единоличного правления.

Бразды правления громадной страной

Около полувека владычица твердо держала бразды правления громадной страной, не допуская к трону мужчин, приказывая умертвлять всех своих любовников после одной ночи страсти, и оставляя свое сердце свободным от привязанности к одному избраннику. Царица была великолепным стратегом и тактиком, подчиняя новые территории, присоединяя покоренные государства: Ассирийская держава заняла всю центральную часть Ближнего Востока. С тех пор Семирамидами называют тех женщин-воительниц, которые прославили себя в битвах или проявили полководческий талант.

Семирамида старалась укрепить свое могущество, занимаясь строительством. Греческие историки приписывают этой самой известной женщине Древнего мира честь основания крупнейшего города – Вавилона. Повелительница стремилась сделать этот город величайшим и прекраснейшим: удивительные храмы, высокие башни, мост, соединивший оба берега Евфрата, чудесные дворцы – это все построено ею. Недаром висячие сады, которые спустя более двух веков после правления великой властительницы возвел царь Навуходоносор II в честь своей любимой Амитис, народом названы именем Семирамиды – так велико было ее влияние на культуру Вавилонии.

Легендами окружено окончание царствования знаменитой правительницы: вернувшись домой из очередного похода, она узнала, что сын-наследник устал ждать, когда освободится трон, и составил заговор против матери. Добровольно отрекшись от престола, Шаммурамат обернулась голубкой и улетела…

Клеопатра

Клеопатра . Клеопа́тра VII Филопа́тор – самая известная женщина античного мира. Она прошла яркий жизненный путь, полный войн, интриг, авантюр, амурных приключений, и стала последней царицей из Птолемеев: династии, которая на протяжении трех веков правила Египтом. Римские историки-публицисты Светоний, Иосиф Флавий, Аппиан, Дион Кассий, Плутарх и другие оставили сведения об этой легендарной правительнице. Негативное мнение о ней сформировано под давлением Октавиана Августа. Клеопатра же просто боролась за власть: так она могла сохранить жизнь себе и детям.

Историки повествуют, что после семейных неурядиц, причиной которых был трон, жестокий Птолемей XII умирает, оставив бразды правления старшей дочери Клеопатре и младшему сыну Птолемею XIII. Клеопатра сочеталась браком сначала с Птолемеем XIII, своим младшим братом, после его смерти с другим братом Птолемеем XIV. В античности многие царские дома для удержания власти заключали браки внутри семьи.

Напряженная обстановка в Египте беспокоила Рим: основные поставки хлеба в Римскую республику шли именно оттуда. Юлий Цезарь устремляется в Египет, чтобы провести инспекцию в этом регионе, а главное – настичь Гнея Помпея, с которым воевал. Клеопатра сумела обустроить первую встречу с полководцем остроумно и романтично: хотя царедворцы и шпионы мужа представляли опасность для ее жизни, верные слуги доставили прелестницу, завернутую в полотнище ткани (ковер), к Цезарю.

Увлечение Цезаря

Он был пленен и покорен. Не только красота, грация и чарующий голос юной особы сделали Клеопатру самой известной женщиной своего времени. Царица росла и воспитывалась в Александрии Египетской: средоточии культуры и античной науки. Литература, философия и другие дисциплины были знакомы девушке. Она музицировала, владела многими языками: греческим – родным, выучила египетский, что являлось необычным для правителей из Птолемеев, персидским, арамейским, иудейским, латынью и некоторыми диалектами ливийских племен. Этой молодой женщине были присущи просвещенность и глубокое политическое мышление.

Увлечение Цезаря фавориткой было так велико, что он пригласил ее в Рим, намереваясь взять в жены, и дал свое имя – Цезарион - мальчику, рожденному Клеопатрой, собираясь объявить его наследником. Римляне оказали царице соответствующие почести, но восторга от ее присутствия не проявили. Демократически настроенные республиканцы опасались, что консул будет править единолично, подчинит Рим Египту и сделает Александрию столицей Римского государства.

Амбициозные притязания диктатора, любовь к чужестранке вызвали недовольство среди римской аристократии. В 44 г. до н. э. сенаторами был составлен и осуществлен заговор: Цезарь был убит. Оставшись без покровителя, повелительница стремилась удержать власть. Она вмешивается в войну, развернувшуюся за наследство Цезаря. Воевали республиканцы-заговорщики: Кассий, Катон и Брут с Октавианом, племянником Цезаря, будущим императором, и ближайшим другом диктатора Марком Антонием.

Управление Римской республикой

Правительница на словах помогает цезарианцам. Однако наместник Серапион с ее согласия направляет египетские корабли на помощь Кассию. Умная женщина стремилась затянуть военные действия римлян и отвести угрозу от Египта. Война завершилась победой триумвиров, которые разделили управление Римской республикой. Антонию достались восточные владения. Встреча Клеопатры с Марком Антонием была неизбежна. Так начался самый знаменитый и трагический в истории любовный роман.

10 следующих лет владычица управляла государством, пополняла казну за счет военных трофеев, помогала Антонию в военных делах, родила ему девочку и двух мальчиков, умело удерживала любовника, потворствуя его слабостям и порокам. Ранее по требованию Октавиана Антоний женился на его сестре Октавии, теперь же объявил о разводе с ней и женитьбе на Клеопатре, обеспечил будущее их общих детей, подарив им римские территории, признал Цезариона наследником Рима.

Деятельность и смерть Антония

Деятельность Антония приводит к возмущению римлян и усугублению к нему антипатии Октавиана, который начинает войну против Египтянки. В морской баталии при Акциуме в сентябре З1 года до н.э. решилась судьба именитых любовников. В самый ответственный момент битвы флагман царицы вдруг покинул поле боя. Полководец, бросив войска, в панике устремился за возлюбленной. Они укрылись в Александрии, но войска Октавиана настигли их.

Вонзив в себя меч, Антоний скончался на руках Клеопатры. Царица пыталась договориться с победителем, но ее чары на Октавиана не подействовали. Поняв, что ей предстоит вернуться в Рим заключенной в клетку, она решилась: приказала одеть себя и Антония в парадные царские одежды, села с ним рядом на трон и взяла в руки ядовитую змейку. Последняя из династии Птолемеев завершила жизнь с достоинством великой царицы…

Валерия Мессалина

Валерия Мессалина . Она родилась в начале нашего тысячелетия и прожила короткую жизнь: с 20 по 48 годы. Среди ее родственников были знатнейшие римские семьи – патриции. Кровные узы связали ее с четырьмя императорами, один из которых был первым императором Римской державы – Октавиан Август. В 14 лет Валерия стала женой своего двоюродного дяди императора Клавдия. Она сделала собственное имя нарицательным и стала одной из самых известных женщин в мире, прославившись не государственными свершениями, не триумфальными победами, а распутным поведением.

Ее поступки удивляли и шокировали даже погрязшую в праздности и разврате римскую аристократию. Валерия Мессалина – самая бесстыдная и сладострастная женщина в истории. Среди ее многочисленных любовников были аристократы, артисты, комедианты, циркачи. Валерия сумела завладеть сердцем стареющего императора, который доверял жене и любил ее. Она родила Клавдию сына и дочь. Влияние Мессалины на императора было так велико, что Сенат хотел провозгласить ее Августой, т.е. полноправной правительницей.

В ее честь слагались стихи, устраивались гладиаторские бои, воздвигались статуи. Все императорское окружение знало о распутстве Мессалины, но боялось поведать об этом Клавдию, потому что Валерия коварством и лаской могла добиться от него исполнения любых своих желаний, причуд и фантазий - в том числе выслать из Рима, лишить состояния и жизни тех, в ком она видела соперников и врагов.

Любовные романы при дворе не могли утолить императрицу: она искала более острых ощущений. Римские историки Светоний и Тацит писали: Мессалина содержала бордель – лупанарий, и часто появлялась там в качестве проститутки под именем Лизиски. Ее забавляли вереницы гладиаторов, грязных поденщиков, простонародья, которые выстраивались в очередь, чтобы удовлетворить свою похоть. Ей нравилось, когда ее принимали за дешевую продажную женщину, платили медными грошами за утехи, могли оскорбить и даже ударить. Валерия соревновалась с известными проститутками и побеждала: за ночь принимала большее количество мужчин, чем они.

Безнаказанность порождает произвол

Безнаказанность порождает произвол: Мессалине нужна была безраздельная власть над Римом. Она решила сделать императором своего очередного фаворита Гая Силия, в которого не на шутку влюбилась. Момент был подходящим: Клавдий уехал по делам в Остию. Воспользовавшись его отсутствием, Валерия при свидетелях совершает обряд бракосочетания и выходит замуж за своего возлюбленного, официально пребывая в другом браке. Узнав об этом событии, безвольный Клавдий долго не решался отдать какое-либо распоряжение. Тогда Тиберий Нарцисс, его советник, бывший раб и вольноотпущенник, сам отдал приказ о захвате Мессалины и казни Гая Силия.

Императрицу отправили под надзор ее матери. Женщины подготовили прошение о помиловании, но это письмо Клавдию не передали - враги и соперники, возмущенные поведением Валерии, добивались ее смерти. В отчаянии она пыталась пронзить себя кинжалом, но сама не сумела это сделать. Офицер, присланный Тиберием Нарциссом, пронзил мечом бывшую повелительницу.

Вскоре римский Сенат приказал предать забвению имя Валерии Мессалины, самой известной женщины-распутницы, а Клавдий торжественно поклялся никогда не жениться. Этот обет, впрочем, не помешал ему вскоре сочетаться браком с другой своей племянницей, Агриппиной, у которой был ребенок от первого брака. Агриппина Младшая очень хотела, чтобы ее сын Нерон стал императором. Не дождавшись, пока престарелый Клавдий умрет своей смертью, она подсыпала ему яду.

Нерон занял престол. Но делиться властью с матерью он не собирался, и устроил несколько покушений на ее жизнь. Однако каждый раз Агриппине удавалось спастись. Тогда Нерон открыто приказал преторианцам убить свою мать. Это было начало заката могущественного Рима…

Принято думать, что творить историю — дело сугубо мужское, а главные герои в ней — брутальные полководцы, мужественные правители, талантливые ораторы, неугомонные революционеры и общественные деятели. Однако, в истории нашей страны существовало немало сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие.

Женщины-ученые, женщины-императрицы, женщины-литераторы – именно они скрупулезно строили и методично разрушали карьеры великих мужчин, не раз круто поворачивая ход истории и культуры. Женщины, которые не раз опережали свое время, женщины, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную твердость, женщины, которыми мы восхищаемся, и которым до сих пор стараемся подражать.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – правительница древнерусского государства с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси и первая русская святая. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, жестоко и изощренно отомстила злейшим врагам древлянам за его смерть, а затем и вовсе собрала войско для военного похода, мечом пройдясь по Древлянской земле, установив дани и налоги.

Таким образом, единство территории было сохранено и даже приумножено, а сама Ольга считалась в народе правительницей мудрой и справедливой.

После триумфально возвращения в Киев своей бесстрашностью, мудростью, волей и хитростью доказала, что способна единолично управлять государством, защищая его от врагов. Оставив дела внешние, она обратилась к внутренним проблемам: провела первую в истории Руси финансовую реформу, положила начало каменному градостроительству.

Хотя и дружина, и русский народ при ней были язычниками, сама Ольга крестилась, а после смерти была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Морозова (Юлия Мельникова). Кадр из фильма «Раскол»

Боярыня Морозова – самая знаменитая староверка, ставшая символом мужественности, железной воли и бесстрашия в борьбе за свои убеждения. Главная деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума за приверженность к «старой вере» была арестована по указу царя Алексея Михайловича, а затем лишенная имения и всех почестей, была сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где поверглась тяжелым пытками и допросам и выдержав их, была заточена в земляной тюрьме в Боровского городского острога, а 14 ее слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Умирая от физического истощения, Феодосия Морозова попросила перед смертью своего тюремщика выстирать в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Одна из заметных личностей Российского Просвещения, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762, который очень подробно описала в своих мемуарах.

Однако. После восшествия на престол императрицы никакой роли в политике Дашкова не играла. По её предложению была также учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка. По ее же инициативе был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 годах (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём печатались лучшие литературные умы того времени: Фонвизин, Державин, Херасков, Княжнин и Богданович.

Дашкова собственноручно перевела «Опыт о эпическом стихотворстве» Вольтера, писала стихи на русском и французском языках, была автором нескольких академических речей.

Екатерина II Великая


Императрица всероссийская, правившая с 1762 по 1796 год, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного в народе и гвардии мужа Петра III. В результате правления Екатерины произошло значительное укрепление государства российского, а проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. В культурном отношении Императрица способствовала вхождению России в число великих европейских держав, сама увлекалась литературной деятельностью, занималась меценатством, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с французскими просветителями. При ней были весьма расширены границы империи: присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа, а также разделы Речи Посполитой.

Софья Ковалевская

Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина - профессор математики. Иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Дочь генерал-лейтенанта артиллерии В. В. Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны, первые уроки математики получившая от гувернанток и домашнего наставника.

Поступление женщин в высшие учебные заведения России в то время было запрещено и единственной возможностью продолжить образование – выехать за границу для поступления в иностранный университет. Однако, паспорт для выезда можно было оформить только с разрешения родителей или мужа. Отец «научному» будущему дочери воспротивился, по этому Софье пришлось самостоятельно организовать фиктивный брак с молодым учёным В. О. Ковалевским.

В 1874 году после защиты диссертации в Гёттингенском университете, Ковалевской была присвоена степень доктора философии.

В 1879 она делает сообщение на 6 съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге, а в 1881 Ковалевская избрана в члены Московского математического общества.

В 1884 году — профессор кафедры математики в Стокгольмском университете, в 1888 - лауреат премии Бордена Парижской академии наук.

В 1889 отмечается премией Шведской академии наук и избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. Помимо математики занималась литературным трудом: автор нескольких повестей, очерков и книги мемуаров.

Анна Павлова

Одна из величайших балерин XX века, чье имя до сих пор является символом русского балета XX века. По мнению некоторых критиков, главным отличием Павловой от других танцовщиц, блиставших на сценах театров и до и после нее, был неповторимый и ни с чем не сравнимый характер, индивидуальность и темперамент. Она сама была живым воплощением танца: жила им, жила в нем и ради него.

После окончания Императорского театрального училища, Павлова была принята в труппу Мариинского театра и, спустя 7 лет исполнения партий в классических балетах, заняла место ведущей танцовщицей труппы. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила судьбоносную для своей карьеры миниатюру «Умирающий лебедь», составленную для нее М. Фокиным и принесшую ей известность, а после участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже к ней приходит известность уже всемирная.

«Секрет моей популярности — в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова, составляя маршруты своих гастролей, пересекающие все континенты земли, неся хореографическую культуру даже в самые отдаленные уголки мира. Именно с ее именем до сих пор ассоциируется русская балетная школа.

Наталья Гончарова

Известнейший живописец, театральный художник и график, имя которой ассоциируется с искусством эпохи авангарда в России, являлась правнучатой племянницей жены Пушкина, Натальи Николаевны Гончаровой. Активно занималась книжной иллюстрацией, литографией, плакатным искусством, участвовала в постановках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, занималась персональными выставками. Наталья Сергеевна Гончарова отличалась невероятной трудоспособностью.

На одной из выставок в Москве она представила 762 произведения. По воспоминаниям современников, обладала необыкновенной харизмой и была блестящим оратором. Ее выставки и после смерти продолжают пользоваться огромной популярностью, а картины стоят дороже любых других художниц в мировом искусстве.

Анна Ахматова

Величайшая русская поэтесса, одна из самых заметных фигур Серебряного века русской культуры, стихи которой остаются актуальными для любого времени. Ее яркий талант, незаурядная личность и невероятно трагичная судьба оставили пожалуй один из самых глубоких следов не только в культуре XX века, но и вообще в истории России.

Переводчица и литературовед, номинант на Нобелевскую премию по литературе, мать и жена, опальная поэтесса - все это один человек, женщина, которая в дореволюционной России успела почувствовать вкус славы, издавая свои первые сборники немалыми тиражами. В послереволюционной России, однако, места для Ахматовой не нашлось и не могло найтись, как и для многих талантливых людей, ученых, деятелей культуры и искусства.

А дальше все покатилось в пропасть: аресты близких, ссылка единственного сына, расстрелы, Отечественная война и блокада Ленинграда… Трагедия Ахматовой - это трагедия целого народа, которую она воплощала в своих стихах, рассказывая о чудовищных и несправедливых потрясениях, выпавших на его долю.

Пройдя литературный путь от стихов, по словам самой Ахматовой которые «годились только для влюблённых лицеисток», и закончив сочинениями о советских репрессиях, Ахматова стала символом нескольких эпох, которые торопливо, кроваво и жестоко сменяли друг друга.

Вера Холодная

Необычайная внешность, природное обаяние и естественность помогли Вере Холодной за совсем недолгий период кинокарьеры стать самой известной и прославленной актрисой своего времени. «Королева экрана», законодательница моды, олицетворение нового декадентского типажа, пришедшего в 1910-х годах в Россию, сменив порядком надоевший образ «щекастой румяной русской красавицы».

Вера Холодная снималась у лучших режиссеров того времени: Е.Бауэра, В.Висковского, П.Чардынина, Ч.Сабинского. В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов - «У камина», который имел оглушительный успех у публики и конечно позже был уничтожен советской властью, подобно другим популярным дореволюционным фильмам.

Вера Холодная была невероятно популярна за рубежом: киноленты с ее участием шли на экранах Европы, Америки, Турции и таинственной и неведомой Японии. Ей наперебой предлагали контракты европейские киностудии, но она отказывалась, говоря, что ее место только в России.

Казалось, что ее популярности не угрожает ничего: ни революция, ни гражданская война, но внезапная и ранняя смерть актрисы нарушила все планы и повлекла за собой долгую череду слухов и споров об истинной причине ее внезапной кончины. Таким образом Вера Холодная вошла в историю не только как самая популярная актриса эпохи немого кино в России, но и как одна из самых загадочных женщин в ее истории.

Валентина Терешкова

Первая в мире и пока единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку, Валентина Терешкова родилась в семье тракториста и работницы текстильной фабрики.

В начале 1962 из нескольких сотен претенденток была выбрана в качестве рассматриваемых кандидатур на роль первую в истории женщину-космонавта. Во время обучения проходила бесконечные тренировки на устойчивость организма и парашютную подготовку. Старт космического корабля «Востока-6» произошел утром 16 июня 1963 года, а приземлилась первый в истории женщина-космонавт утром 19 июня.

В общей сложности полет длился двое суток 22 часа и 41 минуту. За это время Валентина Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли. К слову, родным о своем полете Валентина Терешкова естественно не сказала: во-первых, - военная тайна, а во-вторых, - как и остальные, не знала, чем такой полет мог закончится. Так что узнали о подвиге героя родные Валентины Терешковой по радио.

Потребность в женском божестве, в поклонении матери, защитнице и помощнице сильна была в любых культурах и религиях. В Древней Греции почитали Деметру, в Малой Азии - Кибелу, в Древнем Египте - Исиду. Но в христианской Деве Марии впервые воплотилось реальное человеческое начало - женское и материнское, понимаемое, как божественное. Предназначение женщины впервые было осознано обществом как служение высшим целям, как соединение ее с Абсолютом. Приход нового человека в мир признавался таинством, у истоков которого стояла Мать. Непорочное зачатие было исполнено глубокого смысла - материнская миссия женщины осуществляется при непосредственном участии Всевышнего, без вмешательства грубых материальных сил.

Господь, как известно, разыскивал Мать Иисуса, словно обычный земной мужчина выбирал Мать, которая продолжит его род. В канонических евангелиях образ Девы не слишком занимает воображение авторов, но в апокрифе "История Иакова о рождении Марии" главная героиня с самого начала выступает избранницей Божией. Для Отца оказались важными не только святость самой Марии, но и достоинства ее семейного клана и даже ее национальное происхождение. Поначалу Господь отметил своей печатью "израилев народ", потом в нем выделил ветвь Давида и долго ждал, пока это дерево не принесет райский плод - достойную женщину для Его божественного Сына.

Французская писательница. Автор романов: "Здравствуй, грусть" (1954), "Любите ли вы Брамса?" (1959), "Немного солнца в холодной воде" (1969), "Потерянный профиль" (1974), "Нарисованная леди" (1981), "Уставшая от войны" (1985) - о любви, одиночестве, общей неудовлетворенности жизнью.

Почти каждая третья книга в сегодняшней Франции написана женщиной. Литературное творчество - поприще, на котором женщины наряду с любовным фронтом давно завоевали себе прочное место, но никогда еще не мелькало на обложках самых разнообразных изданий столько имен представительниц прекрасного пола, сколько в конце XX века. Детективы, любовные романы, биографии… Объяснять это явление будут критики и философы. Возможно, мужчины просто освободили слабому полу периферию человеческой культуры, захватывая более современные средства коммуникации, чем литература. Возможно, растет женский интеллект. Возможно, действует все вкупе. Ясно одно, сегодня каждый библиофил назовет десяток писательниц, книги которых вызывают интерес. И нет никакого сомнения в том, что этот список откроет имя Франсуазы Саган. И не потому, что она самая значительная современная романистка, а потому, что именно на ее долю выпал наиболее прочный и длительный успех. Плодовитость и доступность книг Саган словно символизируют общую тенденцию сегодняшней женской литературы - все для среднего читателя, никакой этой мужской зауми, называемой новаторством. Простые истории, понятные обывателю… Недаром Франсуаза, несмотря на солидный возраст, заявляет, что любит игру, ночь и когда отношения между людьми складываются просто.

Политический лидер, бывшая жена президента ЮАР Нельсона Манделы, в настоящее время возглавляет женское движение партии Африканский национальный конгресс.

Карьера современного политического лидера, особенно столь одиозного, как Винни Мандела, как правило, связана со скандалами. Человек привыкает к популярности и нет для него страшнее наказания, чем покой, полное равнодушие прессы. Поистине, самый жестокий наркотик, не поддающийся лечению - слава. На Винни популярность обрушилась сразу, с неожиданным замужеством, но это была еще не та слава, которой, по ее предположениям, была достойна такая женщина, как она.

В детстве она воспитывалась в суровых условиях, рано потеряв мать. Девятилетней девочкой Винни вынуждена была ухаживать за трехмесячным братом. В семье царил культ силы и дисциплины. Отец, учитель истории, преклонялся перед немецкой аккуратностью и педантичностью настолько, что дочка получила свое имя от германского "Винифред", хотя настоящее ее африканское имя - Номзамо. К семнадцати годам она была видной, замкнутой, чрезвычайно самолюбивой. Девушка отправилась из своей деревни поискать счастья в столицу - Йоханнесбург.

На исходе XX века можно с уверенностью, наконец, делить лавры столетия, расставить всех по местам, словом, раздать всем "сестрам по серьгам". Пьедестал великих оперных див, во всяком случае, уже определился без сомнения - Мария Каллас, Рената Тебальди и Монтсеррат Кабалье. Один из рецензентов писал, что если Каллас был присвоен эпитет "Божественная", а Тебальди наградили неофициальным титулом "Изумительная", то Кабалье вполне достойна была бы носить звание "Непревзойденная".

Действительно, вряд ли кто-либо из новых примадонн сможет до конца тысячелетия превзойти Монтсеррат по обширности репертуара, по количеству представлений, по неповторимости голоса и исключительной музыкальности, которая позволяет певице каждый вздох превратить в нежную чистую ноту. А еще Монтсеррат на редкость благополучная, счастливая и веселая женщина. За ее именем не несется шлейфа скандалов и сенсаций и от ее солидной фигуры прямо-таки веет добротой, уверенностью в себе и спокойствием. Вряд ли кому-нибудь из артисток нашего века удастся обойти Кабалье и в полноте личного счастья, и в безоблачном удовольствии существования.

Еврейская девочка, скрывавшаяся от фашистского террора в Нидерландах. Вела записки, которые были опубликованы под названием "Дневник Анны Франк" в 1947 году. Переведен на многие языки мира. Погибла в концлагере.

Пример этой девочки подтверждает мысль о том, что даже самая короткая жизнь может вызвать восхищение и стать примером для подражания, что даже в самых нечеловеческих условиях можно создать свой особый внутренний мир и достойно существовать в нем.

Когда утром 12 июня 1942 года Анна проснулась, то увидела на столе много цветов и разных цветных свертков. Среди очень простых подарков на день рождения девочка обнаружила толстую тетрадь. Дневник. Она будет вести дневник.

И в тот же день на первой странице тетради появилась коротенькая запись: "Надеюсь, что я все смогу доверить тебе".

Самая популярная американская киноактриса 1950-х годов. Снималась в фильмах: "Как выйти замуж за миллионера", "Некоторые любят погорячее" (в отечественном прокате "В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др.

В XX веке нет, пожалуй, другого, помимо Мэрилин, имени, которое символизировало бы по негласному соглашению совершенную женственность. В свете юпитеров женственность все теснее смыкалась с сексуальностью, и хотя это последнее понятие так и не успело устояться до полной ясности, к актрисе Монро прочно прилепилась слава первой и самой знаменитой секс-звезды, секс-бомбы. Она казалась современникам необыкновенно красивой, она сделала свою внешность, довела ее до совершенной кукольности. Потомки, безусловно, найдут в ней изъяны - эстетические идеалы быстро меняются, однако вряд ли когда-нибудь новые ценители сочтут образ Монро заурядным. В этой женщине сквозь бездарные фильмы, банальные роли, через надуманные позы и слабенький голос всегда проступал магнетизм какой-то тайны, которая даже не была создана ею самой. Эта тайна пульсировала в Монро помимо ее воли. Вложенная в ее тело и душу, тайна вела ее к вершинам славы и в пропасть гибели. Не зря жизнь и смерть этой красотки, ничего особенного не внесшей в мировую культуру, волнует сегодня и обывателя, и элиту.

Премьер-министр Великобритании в 1979–1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970–1974 годах министр просвещения и науки.

Пройдут годы, и образ "железной леди" обретет новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века как один из самых сильных политиков. Не поддерживая никаких феминистских движений, она представила миру совершенно новый женский тип, ее характер словно призван был показать человечеству, к чему пришел слабый пол к концу второго тысячелетия. Она символизирует многолетний итог борьбы женщин за свои права, когда женщина, выйдя из-под опеки мужа или отца, оставшись одна, принуждена была не только выжить, но и обрести достойное место.

Балерина, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985).

Наверное, балерины не стареют, или, может быть, они владеют каким-то особенным секретом борьбы со временем. Или этот секрет знают только великие балерины, великие женщины? Как знали его полумифические, полуисторические героини. Секрет "вечной молодости" возносил любую женщину в сонм божественных, недосягаемых, делал ее предметом поклонения. И сколько дам отдало бы все сокровища мира, всех любовников, все блага ради одного - никогда не состариться. А сколько дам "полегло" на поле битвы с возрастом, сколько трагедий знает эта борьба, сколько разрушенных судеб, сколько драматического, да и комического в этой, в общем-то, неравной битве, потому что время неумолимо побеждает.

Итальянская киноактриса. Присущие таланту Мазины соединение гротеска и лиризма, тонкий психологизм раскрылись в фильмах, поставленных режиссером Ф. Феллини (мужем Мазины): "Огни варьете", "Белый шейх", "Дорога" (в отечественном прокате "Они бродили по дорогам"), "Ночи Кабирии", "Джульетта и духи", "Джинджер и Фред".

Когда-нибудь о ней, вероятно, напишут книги, снимут фильм и назовут их нечто вроде: "Двойная жизнь великой актрисы" или "Тайные страдания Джульетты". Многие женщины знают эту горечь двусмысленности существования в собственной семье, многие актрисы страдали от бремени популярности, но у Мазины эти два обстоятельства взаимно осложняли друг друга. Она всегда старательно скрывала свою личную жизнь, и иногда благодаря неимоверным усилия это ей удавалось - безупречная интеллигентность Мазины останавливала даже не знавших меры папарацци. Но интерес к великому Феллини, с которым Джульетта разделила пятьдесят лет жизни не оставлял надежд на тайну личной жизни. Маэстро был создан для публичности, скандалов, любовных приключений - этого требовало его яркое, искрометное творчество. Одна из актрис, Сандра Мило, откровенно раструбившая в прессе о "своем милом Федерико", позволила в собственной книге пофилософствовать о натуре Феллини. Она пишет, что "неутолимый голод, с каким грандо Фефе набрасывался на всякую доступную женскую особь", относится не к обычной похоти, а всего лишь к "кладоискательству".

Огонь страстей в крови не гаснет

Ни днем, ни в сумраке ночей…

Ты, Элла, для мужчин опасней

Бриджит Бардо и Дорис Дей…

Музыкантам и любителям джаза и в голову не приходит, что есть еще какая-то Элла. Элла - это имя "первой леди джаза" За кандидатуру Эллы на звание "Лучшей певицы мира" проголосовали Армстронг, Гудмэн, Эллингтон, Питерсон. На вопрос, кого представить к этому званию, Фрэнк Синатра ответил: "Зачем вы спрашиваете, конечно же, Эллу". Кросби сказал: "Только она! Не важно из кого выбирать - мужчин, женщин или детей…"