Игры в маленьком помещении для детей. Картотека (старшая группа) на тему: игры с детьми в помещении

1. МИССИС МАБЛ

10-15 человек садятся в круг. Один начинает игру следующим вопросом, обращенным к соседу справа: "Миссис Мабл дома?" Тот должен ответить: "Не знаю, спрошу у соседа" И задает соседу тот же вопрос, на который получает тот же ответ. Все удовольствие участники получают от того, как произносятся слова. Их надо говорит, не показывая зубы, т.е. закусывая губы.

2. РОББИ
Для игры нужно от 5 и более человек. Ведущий произносит некоторые команды. Если он скажет: Робби говорит.... (сделать то-то), то остальные выполняют команду. Если же ведущий просто говорит команду (сделать то-то), то ее выполнять не нужно. Кто допустит ошибку, выходит из игры. Команды могут быть следующие: закрыть глаза, поднять руки, опустить руки, подпрыгнуть вверх, мяукнуть и т.д. Выигрывает тот, кто остается последним.

3. ЗАПОМНИ ВЕЩИ
На стол выкладываются 15-20 различных предметов. Игрокам дается 30 секунд для того, чтобы их запомнить. После чего предметы накрываются. Каждый участник пишет то, что он запомнил. Выигрывает тот, кто больше предметов запомнил. Игру можно сделать командной, т. е. запоминает не один чело- век, а команда; выигрывает команда, которая назвала больше предметов.

4. ПОТЕРЯННАЯ ОВЕЧКА
Детская игра на тему: "Иисус - добрый Пастырь". Основная мысль: Господь всегда знает, где мы, и всегда может найти нас, как добрый Пастырь. Играют 5-50 человек. Один желающий выходит из комнаты, в это время прячется "овечка" - какой-нибудь предмет. Входит "пастырь" и начинает искать, а все остальные помогают ему, хлопая в ладоши, по принципу "холодно-горячо".

5. МЕШОК
Игра хороша при разборе Библейской истории об исцелении слепых. Ведущий предлагает детям представить себя слепыми и угадывать предметы на ощупь. Для этого берется мешочек, в который складываются самые разные предметы: часы, яблоко, спички, стакан и т.п. По желанию каждый может протянуть руку в мешочек и вытащить один за другим предметы, угадывая их.

6. КРОКОДИЛ
Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

7. ДИРИЖЕР
Для игры требуется не менее 5 человек. Все становятся в круг, один игрок выходит. Выбирается один человек, который будет "дирижером". Он будет показывать, как будто играет на музыкальных инструментах, а все повторять за ним. Угадывающий игрок входит, и все начинают играть, повторяя за "дирижером", угадывающий игрок же должен узнать, кто "дирижер". Если он угадал меньше, чем с трех попыток, то становится в круг, а вместо него выходит "дирижер", а если ему не удалось угадать двух раз, то он опять угадывает, только выбирают нового дирижера.

8. НУЖНЫЙ ГОЛОС
Игра хороша для темы урока: как следовать за Иисусом. Необходимо не менее 5 человек и помещение для игры или же пространство на улице, во дворе, лесу. Одному игроку завязывают глаза. Среди оставшихся игроков выбирается один, который будет "нужным голосом". В комнате (дворе, лесу) наставляется множество разных препятствий. Игрок с завязанными глазами должен пройти определенный путь между этими наставленными предметами, а все другие в это время советуют ему, как идти. "Нужный голос" всегда говорит правду, все же остальные обманывают и пытаются сбить с пути. Путнику нужно понять, чей голос говорит правду и потом постоянно слушать его.

9. САЛАТ
Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей любимой. Стоит сыграть в нее один раз и вам понравиться! Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов, овощей. Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана (стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта). Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название: груша! Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место. Опять остается один лишний. Он также выкрикивает название фрукта, а может сразу два. Если же выкрикивается слово "салат", то все игроки должны поменяться местами. Игра может продолжаться до бесконечности.

10. ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ
Для игры требуется две команды по 5-7 человек. Эта игра похожа на игру "Крокодил". Только здесь первая команда загадывает не одно слово, а целую Библейскую историю, например, как Ной заводил зверей в ковчег. Затем первая команда вызывает одного игрока из второй команды и говорит ему то, что загадано. В отличие от игры "Крокодил" игроки второй команды в это время должны находиться в другой ком- нате. Они вызываются по одному.

Итак, первый игрок из второй команды узнал свое задание: изобразить, как Ной заводил зверей в ковчег. Вызывают второго игрока из второй команды, которому первый игрок в пантомиме изображает загаданную историю. Он делает это всего один раз, а второй игрок только смотрит и ничего не спрашивает. Задача второго игрока - понять, что загадали, чтобы потом передать историю третьему игроку из своей команды. Итак, вся история передается по цепочке от одного игрока к другому. Если отгадывающий узнал историю, ему будет не трудно самому изобразить ее в пантомиме, но если же он не угадал, то начнет показывать ему самому непонятные движения, от чего все другие будут просто в восторге.

Последний игрок второй команды, просмотрев пантомиму, должен сказать, что это за история. Может случиться, что он назовет сов- сем другую историю, чем вызовет общий смех. Тогда каждого начинают спрашивать, что он понял, и что он изображал. После этого команды меняются местами.

11. В МОНЕТКУ
Требуется 10 - 20 человек. Все делятся на две команды, становятся или садятся напротив друг друга, руки пряча за спины соседей. Ведущий располагается с одного конца цепочек. С другого конца кладется какой-нибудь предмет: яблоко, спичечный коробок и т.д. Ведущий подбрасывает монетку, а крайние игроки команд смотрят, что выпадает, при этом все остальные должны смотреть на яблоко (коробок). Если выпадает "решка", то ничего не происходит, и монета перебрасывается, если выпадает "орел", то крайние игроки команд должны пожать руку своему соседу, а тот передает сигнал дальше, пока он не дойдет до противоположного конца. Последний, получив сигнал, должен схватить яблоко. В той команде, которая схватила яблоко, делается передвижение: схвативший садится на противоположный конец цепочки, а все сдвигаются. Теперь он наблюдает, как выпадет монетка. Побеждает команда, в которой быстрее пройдет передвижение всех игроков.

12. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ
В игре участвуют 10-15 человек. Все остаются в комнате, один выходит. Игроки загадывают какую-нибудь песню, например, "В лесу родилась елочка". Берется первая строчка песни, из которой каждый получает одно слово. Его то он и будет петь. Входит угадывающий, а все начинают петь только свое слово. Задача состоит в том, чтобы угадать песню.

13. КОЛЕЧКО
Играют 8-20 человек. Для игры нужны нитка и кольцо. Нитку продевают в кольцо и завязывают концы. Все становятся в круг, держа обеими руками нитку перед собой. Нитка должна быть натянута. Один человек - в центре круга. Он должен найти колечко, которое остальные игроки все время двигают по нитке. Следующим идет в круг тот, у кого найдется колечко.

14. ЗАПОМНИ ДЕТАЛИ
Для игры необходимо 5-15 человек. Ведущий с одним игроком выходят и меняют какую-нибудь деталь во внешности этого игрока. Например, расстегивают одну пуговицу, подкатывают рукав или изменяют прическу. Затем они возвращаются к остальным игрокам, которые должны угадать, что изменилось.

15. ЧЕМОДАН
Игра на развитие памяти. Играют 3-12 человек. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

16. БЕЛЫЙ СЛОН или КАК ДАРИТЬ ПОДАРКИ
специальная игра в Новогоднюю ночь
Почему "Белый слон", не знаю, но так уж она называется.

В эту игру хорошо играть в Новогоднюю или Рождественскую ночь. Но это необязательно.

Итак, каждый участник игры (7-25 человек) приносит с собой подарок, завернутый так, чтобы нельзя было догадаться, что внутри. Все подарки складываются под елку.

Все игроки собираются в одной комнате и наблюдают за происходящим. Игра начинается. Первый участник подходит к елке и берет любой понравившийся ему подарок. Он разворачивает его у всех на глазах, показывает, демонстрирует и садится с подарком на свое место. Затем встает второй участник и выбирает себе подарок. Он может взять подарок из-под елки или же отобрать подарок у первого игрока. И так каждый следующий участник может взять подарок из-под елки или же забрать у кого-то из игроков уже развернутый подарок. Если у кого-то забрали подарок, то этот человек выбирает себе новый подарок. Он опять может взять или что-то из-под елки или забрать у кого-то другого. Но он не может взять назад тот подарок, который у него только что забрали. Игра считается законченной, когда под елкой не останется подарков.

В процессе игры каждый человек, уже получивший подарок, не должен его прятать от других, а наоборот рекламировать, какой у него чудный презент, берите, кто хочет, мне не жалко. Эта игра учит жертвенности.

ПРИМЕЧАНИЕ: для того, чтобы провести эту игру, нужно заранее всех предупредить, что будет "Белый слон", объяснив правила. Подарки должны быть такие, чтобы они могли пригодиться как парню, так и девушке.

17. ЗВОНЯЩИЙ
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

18. КОГО НЕТ?
Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

19. КТО ДОЛЬШЕ БУЛЬКНЕТ?
Найдите несколько добровольцев, чтобы они вышли перед группой. Каждый набирает в рот воды и начинает булькать. Не разрешается глотать! Вы можете остановиться на несколько секунд, чтобы набрать воздуха. От смеха и бульканья вода разбрызгивается на пол - тогда участник дисквалифицируется.

20. ЖМУРКИ В ПОТЕМКАХ
Прикрепите небольшой листок бумаги на спине каждого игрока. Повязками завяжите каждому глаза. Затем дайте каждому игроку карандаш. Цель игры - разбрестись по комнате и узнать людей с которыми вы стакиваетесь, одновременно пытаясь скрыть собственную личность. Этого можно добиться изменяя голос, отказываясь говорить, изменяя траекторию передвижения по комнате, не позволяя никому касаться себя. На спине каждого человека, с которым он сталкивается, играющий должен написать, кто, по его мнению, этот человек. Игра продолжается до тех пор, пока вы не почувствуете,что большинство игроков имели возможность написать что-нибудь на каждой спине.

21. ОБУЙ ДРУГА
Пусть все члены команды, входящие в комнату, снимут обувь и сложат её в пакет. Оставьте пакет в соседней комнате. Из каждой команды выбирается бегунок, который будет бегать за обувью, описанной каждым из игроков его команды. Итак, первый описывает приметы его обуви, бегунок бежит за ней, приносит, второй говорит приметы своей обуви. Цель игры, чтобы бегунок быстрее нашёл и принёс обувь своей команды.

22. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Эта командная интеллектуальная игра обязательно вам понравиться. Для нее хорошо иметь в запасе 1-3 часа, к примеру, если вы встречаете Новый год в дружной компании.

Для игры понадобиться немного подготовки. Пусть ведущий возьмет энциклопедический словарь и выпишет на листок бумаги несколько никому не известных слов. Например, такие:

. ЛОПАРИ - употребляемое в литературе название народов саамов

. ОБРАТ - устаревшее название обезжиренного молока, которое возвращалось из молзаводов хозяйствам для кормления телят

. ПЕРКАЛЬ - тонкая хлопчатобумажная техническая ткань из не крученной пряжи

. РЕЧИЦА - город в Гомельской области, пристань на Днепре

. СУТРА - в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание

. КИМБУНДУ - язык народа бамбунду

. ДЫНЬКА - в русской архитектуре 15-17 веков декоративная деталь, утолщение в столбах, колонках в наличниках окон

. ГОКЧА - прежнее название озера Севан

. СКОЦИЯ - (от греч. - темнота) - асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса

После этого можно играть. Играют 4-5 команд по 1-5 человек в каждой. Всем командам раздаются одинаковые чистые листы бумаги, такой точно, на которую ведущий выписал для себя слова. Ведущий читает первое слово, не раскрывая его значения. Каждая команда пишет свое значение этого слова (т.е. выдумывает). Затем ведущий собирает все листочки, подкладывает к ним также свой листок с правильным ответом, перемешивает и начинает читать. После того, как он прочтет все версии (вместе с правильным ответом), каждая команда должна угадать правильный ответ. Если она угадала, ей дается одно очко. Если же ее ответ другая команда приняла за правильный, тогда она получает еще одно очко (или два, или три, если ее ответу поверили две или три команды).

В этой игре задача каждой команды не только угадать правильный ответ, а написать свой ответ так, чтобы было похоже на правду, и этой "правде" все поверили.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

23. ЖВАЧКА В ПЕРЧАТКАХ
Это - мини эстафета.

Две команды, с одинаковым количеством игроков, получают пару резиновых перчаток, пакет, который герметично закрывается, и котором лежат сладости на каждого игрока. По команде ведущего первый игрок из каждой команды одевает перчатки, открывает пакет, достаёт и разворачивает конфету, отравляет её в рот, плотно закрывает пакет, снимает перчатки и всё передаёт следующему игроку. Выигрывает та команда, которая первая проделает эту операцию.

24. СОТРИ МЫЛО
Это тоже мини эстафета.

Каждая команда получает тазик с водой и кусок мыла. По команде ведущего каждая команда пытается смылить мыло, используя только руки и воду. Через определённое время ведущий проверяет размеры мыла каждой команды. Ну, конечно, маленький кусочек.....

25. ЧТО Я БЕРУ С СОБОЙ ЗА ГРАНИЦУ?
Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни.

Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой.... (стол, курицу, вулкан и т.д.). Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: "Пропускаю". Например: Дима - деньги, Таня - телевизор

В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

26. БУЛОЧКА
игра для тех, кто любит посмеяться

Человеку в рот засовывается большой кусок булочки так, чтобы он почти не мог говорить. Затем ему дают текст для прочтения. Он начинает читать с выражением (пусть это будет какой-нибудь незнакомый стих).

Другой человек записывает за ним то, что он понял, а потом читает для всех вслух. Его текст сравнивают с оригиналом.

27. ОДЕЯЛО
Для игры необходимо 15-40 человек. Люди должны знать хотя бы имена друг друга, а лучше, чтобы были хорошо знакомы. Один человек выходит за дверь. Кого-нибудь из оставшихся садят на стул и накрывают одеялом. Человек, вышедший за дверь, входит обратно. Его задача - угадать, кто под одеялом. Если людей много, это будет сделать не так уж легко.

28. ПРИЗ НА ТРИ
Два участника стоят друг против друга - перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: "Раз, два, три...ста, раз, два, три....надцать, раз, два, три...дцать" и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет "три"

29. ОГУРЧИК
Играющие становятся в круг, в центре которого - ведущий. Круг должен быть плотным - плечом к плечу, а руки находятся сзади. Берется обычный свежий огурец, желательно побольше и передается по кругу. Задача ведущего - определить, в чьих руках этот огурец сейчас находится. А задача игроков - передавать огурец друг другу, причем, когда ведущий не смотрит, откусывать по кусочку. Жевать нужно очень осторожно, дабы не возбудить подозрений ведущего. Если операция прошла удачно, и огурец незаметно от ведущего был съеден, значит, эта самая жертва собственной невнимательности выполнит желание уже всего наевшегося собрания!

30. СИЛА НОСА
Для конкурса берется крышка от спичечного коробка и надевается на нос (покрепче). Задача - при помощи движений лица снять крышку. Наилучший результат получается при плотно надетом на нос коробке

31. РУСЛАН И ГОЛОВА
Выбирается ведущий - Руслан, остальные участники исполняют роль «головы». Для этого надо разделиться следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - роль правого, третий - носа, четвертый - уха и т.д.Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Если участников много, то хорошо в таком случае дать кому-нибудь роль левой и правой рук. Руслан становится перед «головой» и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все эти действия. Можно выполнять задание в несколько замедленном темпе.

32. У МЕНЯ ЕСТЬ ПТИЧКА...
Игра для смеха. Участвуют 5 -15 человек. В рот между зубами вставляется спичка так, что рот нельзя закрыть. Затем каждый по очереди говорит: «Привет! Меня зовут … У меня есть птичка, ее зовут … (кукушка, соловей, воробей и т.д.) Все остальные должны угадать название птички.

33. ЧИСЛА
В эту игру играют 7-15 человек. Каждому игроку присваивается число от 1 до 15 (по количеству участвующих). Все садятся в круг, игра начинается. Игроки делают такие двидения: два хлопка, два удара ладонями по коленкам. Все делают это одновременно, так держится ритм игры. Первый начинает: "Один-один (два хлопка), пять-пять! (два удара ладонями по коленям)". Игрок с цифрой пять продолжает: "пять-пять, восемь-восемь". Итак, пока кто-то не собьется: прозевает или собьется с ритма. Тогда такой игрок выбывает. И его число уже произносить нельзя, иначе тоже будет считаться за ошибку. Должно остаться два побеителя.

34. ЖЕСТЫ
Игра аналогична игре «Числа», только вместо чисел каждый выдумывает себе жест. Например, почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Это намного забавней и трудней.

35. ТУФЕЛЬКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
Гости делятся на две команды. В каждой выбирается капитан. Команды садятся друг против друга, все снимаются по одной туфле или ботинку и кидают в центр в одну кучу: можно положить лишнюю обувь. Капитаны это не видят. Задача капитана - обуть свою команду. Побеждает команда, первая оказавшаяся в обуви.

Смена позиций

Цель. Развитие внимания, памяти и наблюдательности.

Возраст. 8-12.

Количество участников. 6-25.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Из числа участников выбираются водящий и координатор. Остальные игроки рассредоточиваются по комнате и принимают некоторые позы. Водящий в течение нескольких минут пытается запомнить местонахождение и позы всех игроков. После этого водящий отворачивается спиной к остальным игрокам, а они совершают несколько изменений в своих позах. Задача координатора - следить, сколько изменений было сделано (общее число изменений должно быть оговорено перед началом игры) и запоминать эти изменения. После того, как перемещения игроков закончены, водящий оборачивается лицом к игрокам и пытается назвать все изменения. Если выбирать не одного, а двух-трех водящих - можно проводить конкурс «кто найдет больше отличий». Для этого, после смены позиций, водящие по очереди называют произошедшие изменения. За каждый правильный ответ они получают 10 призовых очков, за каждый неправильный ответ - пять очков снимается. Кроме того, водящий, указавший последнее правильное изменение получает дополнительные 15 очков. Победителем объявляется тот, кто наберет больше всех очков.

В качестве смены позиций можно использовать перемещения игроков по залу, изменение их позы.

Рекомендации. Сложность игры можно варьировать, меняя количество игроков от 5 до 20 и количество изменений от 3 до 10. Для того, чтобы игра проходила интересно, необходимо подобрать сложность, соответствующую уровню участников.

Царевна Несмеяна


Категория. Игра.

Цель. Развлечение, психологическая разрядка.

Возраст. 7-14.

Количество участников. 6-20.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Игроки делятся на две команды. Участники первой команды «царевны Несмеяны» садятся на стулья и принимают как можно более серьезный или унылый вид. Задача игроков другой команды - по очереди


или всем вместе рассмешить «несмеян». Каждая улыбнувшаяся «несмеяна» отходит в другой угол комнаты или присоединяется к команде смешителей (в зависимости от оговоренных в начале правил). Если за определенный промежуток времени удастся рассмешить всех «несмеян», выигравшей объявляется команда смешителей, если нет - команда «несмеян». После этого команды могут поменяться ролями.

Примеры и дополнительный материал. Чтобы рассмешить «несмеян», игроки могут показывать пантомиму, рассказывать анекдоты, строить рожи, однако прикасаться к «несмеянам» не разрешается.

Рекомендации. Поскольку после смены ролей второй команде гораздо легче будет рассмешить «несмеян», для справедливости соревнования будет лучше провести в промежутке серьезную, спокойную игру.

Капитан, корабль, рифы

Цель. Тренировка навыков совместной работы.

Возраст. 8-12.

Количество участников. 6-20.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Из числа игроков выбираются «капитан» и «корабль». Остальные участники рассредоточиваются по комнате, изображая рифы. «Кораблю» завязываются глаза и он начинает непрерывно двигаться. Цель «капитана» - провести «корабль» между рифами на противоположную сторону комнаты (для усложнения задачи можно так же выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого «капитан» отдает «кораблю» команды: «направо» и «налево». «Корабль» должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если «корабль» заденет один из «рифов» - игра проиграна и выбирается новая пара «капитан» и «корабль».

Примеры и дополнительный материал. В ходе игры возникает проблема из-за того, что практически все участники хотят играть ключевые роли («капитана» и «корабля»). Для этого, можно предложить каждому из них придумать себе особую роль морского жителя или объекта (например, подводный камень, маяк, подводная лодка, акула). При этом роли и задача «капитана» и «корабля» сохраняются.

Рекомендации. Для игры необходимо большое свободное пространство. Можно попытаться провести игру одновременно для 2-3 пар «капитанов» и «кораблей» (при этом, для каждого из них лучше обозначить собственный пирс).


У всех у нас есть уши

Категория Игра, развлечение.

Цель. Психофизическая разрядка.

Возраст. 8-12

Количество участников. 6-30.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Игроки становятся в круг. Ведущий говорит: «У всех у нас есть руки». После этого каждый участник берет своего соседа справа за левую руку, и с криками «У всех у нас есть руки» игроки двигаются по кругу, пока не сделают полный оборот. После этого ведущий говорит: «У всех у нас есть шеи» и игра повторяется, только теперь участники держат своего правого соседа за шею. Далее ведущий перечисляет различные части тела и игроки передвигаются по кругу, придерживая за названную часть своего правого соседа и крича или напевая: «У всех у нас есть...»

Примеры и дополнительный материал. Перечисляемые части тела зависят от фантазии ведущего и, к примеру, могут быть следующими: руки (отдельно правая и левая), талия, шея, плечо, уши (отдельно правое и левое), локти, волосы, нос. Заканчивают игру, обычно, фразой «У всех у нас есть пятки». Рекомендации Игру хорошо использовать в качестве небольшой психофизической разрядки после напряженной работы. При проведении игры следите, чтобы она никому не доставляла неудобства.

Переход пропасти

Категория. Игра, конкурс.

Цель. Тренировка координации движения.

Возраст. 8-12.

Количество участников. 2 -20.

Материальное обеспечение. Веревка (3-5 м).

Правила. На земле раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное - разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей. Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды с веревки.

Примеры и дополнительный материал. Нет.

Рекомендации. Если игра проходит на улице, вместо веревки можно использовать нарисованную мелом черту.


Лопни шарик

Категория. Игра, конкурс.

Цель. Тренировка ловкости и координации движений.

Возраст. 8 - 12 .

Количество участников. 2 -20.

Материальное обеспечение. Воздушные шарики (по одному на каждого участника).

Правила. Каждому игроку к правой ноге (к щиколотке) привязывается воздушный шарик. После стартового сигнала все участники стараются лопнуть шарики других игроков и уберечь свой шарик. Участники, у которых лопнул воздушный шарик, выбывают из игры. Последний человек, оставшийся в игре, объявляется победителем.

Примеры и дополнительный материал. Нет.

Рекомендации. Для игры необходимо большое свободное пространство. Нитка у шарика должна быть не длиннее 30 см.

Коснись желтого

Цель. Тренировка быстроты реакции.

Возраст. 8-13.

Количество участников. 5-25.

Материальное обеспечение. Отсутствует.

Правила. Ведущий сообщает игрокам цвет или характеристику объекта, которого они должны коснуться. Игроки как можно быстрее ищут в помещении объект с такой характеристикой и касаются его. Участники, не успевшие выполнить задание за определенное время, отдают фант. По окончанию игры проводится розыгрыш фантов.

Примеры и дополнительный материал. Примеры указаний ведущего: Коснись желтого (синего, белого...).

Коснись живого (не живого).

Коснись холодного (горячего).

Коснись ребристого (гладкого, шероховатого, острого).

Рекомендации. Ведущему необходимо заранее сориентироваться в помещении и придумать указания игрокам. При этом сложность заданий (распространенность в помещении предметов с заданной характеристикой) должна варьироваться.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню

задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре - Снова дышим: Глубже, шире.

    Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох

    Охота

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

4 Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос- пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает. Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

5- Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На чет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

    Паровоз Вариант 1

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш,у-у-у!

Приехали!»

Вариант 2

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.


«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»,- признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращении большей массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Проработав с детьми этот учебный год, я узнала их очень хорошо. Дети любят уроки физической культуры, с большим желанием идут на занятия. Бегают, прыгают, визжат в пылу соревновательной борьбы, переживают друг за друга, поддерживают в борьбе с соперником. Помогают слабым детям в преодолении страха перед поставленной учителем задачей урока. И такие дети не теряют интереса к урокам, тянутся за остальными детьми, также приобретают, хоть и медленнее, двигательные навыки и умения. Эту любовь детей к урокам физической культуры я считаю, пусть даже маленькой но, победой. Очень важно эту любовь к движениям сохранить как можно дольше, привить стремление к здоровому образу жизни, к совершенству тела и духа.

Движения являются источником здоровья и высокой работоспособности. Для тех, кто это осознает, любое дело будет вызывать только положительные эмоции.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

Подвижные игры

Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

  • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
  • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
  • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
  • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
  • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
  • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
  • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

Подвижные игры для детей. Мамина школа.

Физкультминутки для начальной школы

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

  1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
  2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
  3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

Обучающие игры

Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

  1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
  2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
  3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

Игры с мячом для школьников

Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

  1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
  2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
  3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

Командные игры

Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИ

Живое - неживое

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Шеренга

Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.

Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

Хищник

Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.

Солнечные зайчики

Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.

Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Слушай

Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.

Предметы

Дети приносят с собой какие - нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: "Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?". Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока - назначить "штрафы", задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.

Сквозь обруч

Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой - гимнастический обруч. Задача играющего - продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.

Арифметические кубики

Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 - они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.

Прищепочки

Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.

Достань городок

Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.

Найди зайчика

Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".

Золотая рыбка

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание. Потом можно поменяться ролями.

Испорченный факс

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.

В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).

Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.

Можно провести командный вариант игры - все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

Музыкальные стулья

После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.

Вьюны

Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой - за кругом - «догоняющий». Дистанция пробега невелика - нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.

По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.

Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.

Карлики – Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Лишний предмет

Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.

Мяч за черту

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

Успей подобрать

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.
По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Обезьяньи салки

Обезьяньи салки – разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.

Ловля цепью

Ловля цепью – разновидность пятнашек. Начало – как игре ловля парами, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.

Замри на месте

Для проведения игры назначается один или несколько участников, которые играют роль колдунов. Тот, кого коснется колдун, должен остановится на месте, расставить ноги врозь. Игрок может продолжить игру если один из бегающих пролезет у него между ступнями ног.

Летучий голландец

В эту игру лучше всего играть в лесу, особенно, если все замерзли. Согреются очень быстро.
Игроки (10-30 человек) становятся в круг и берутся за руки. Одна пара человек бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и оббежать его вокруг, то же самое делает пара, которая ударила, только бежит в противоположную сторону. Те двое, которые быстрее оббегут круг, занимают пустое место. Другие же остаются бегать за кругом. История повторяется.

Падающая палка

Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой - либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером 1 снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой - либо номер и т. д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5 - 7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли ведущего.

Последнее слово

Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков.


Затяни в круг

На земле чертят круг (рисуют мелом на асфальте, выкладывают веревочкой на полу). Вокруг него встают дети и берутся за руки. Идут хороводом, произнося слова:

Мы идем, идем по кругу,

Держим за руки друг друга.

А сейчас, ребята, встанем,

И кого-то в круг затянем!
(М. Грузова)

Все останавливаются. По команде «Раз, два, три, тяни!» каждый пытается затянуть соседей в круг, за линию, а сам при этом остаться снаружи.
Те, кому это удалось, считаются победителями. Они участвуют в следующем туре игры, а его победители — в следующем. Не забывайте перед каждым новым этапом игры уменьшать размеры круга!
Из оставшихся двоих игроков определяется победитель. Ему вручают приз, медаль или присваивают звание самого сильного и ловкого.
Игру можно проводить под музыку. Пока звучит мелодия, все идут по кругу, а на смену музыки или по какому-либо сигналу (хлопку, свистку) начинают тянуть друг друга за линию.
Если играть в эту игру на Масленицу, можно сказать, что круг на земле — это сковорода. Тот, кто на нее наступит, превращается в «жареный блин».

Шаги с именами

Если игроков немного, например трое, можно устроить между ними такое соревнование. Все участники выстраиваются перед линией. Первый начинает шагать, называя любые имена на каждый шаг. Как только имена у него закончатся, он тут же останавливается. Задумываться или повторять имена нельзя. В игру вступает второй игрок. Когда и он остановится, идет третий. Кто из игроков окажется дальше, тот и победитель.
Но может случиться и так, что у ребят очень разная длина шага. Тогда побеждает участник, назвавший больше имен.
Имена можно заменить названиями деревьев, цветов, животных и так далее.

Кто выше прыгнет

Дети делятся на три команды: «козы», «кони» и «кошки». Каждой из них отводится свое место. Все участники приседают на корточки.
Ведущий время от времени восклицает «кони», «козы» или «кошки», выделяя и растягивая слог «ко» и быстро произнося окончание слова. Дети — участники названной команды должны в этот момент подпрыгнуть на месте как можно выше.
Если кто-то из детей прыгнул не вовремя или не прыгнул, когда было нужно, то он удаляется до конца игры.
Побеждает команда, у которой осталось больше игроков. Учитывается также, насколько дружно и высоко подпрыгивала команда.

Замри!

Все дети любят игру «Море волнуется». Водящий произносит нараспев:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

Игроки плавно двигаются, изображая волны или морских обитателей. На последнем слове все замирают в разнообразных красивых позах. Водящий оценивает изысканность и оригинальность фигур. Дети стоят неподвижно, но не более 30 секунд! Затем игра повторяется. Можно выбрать нового водящего из числа наиболее отличившихся участников. В эту игру можно поиграть и зимой, если изменить слова. Предлагаем использовать следующий текст:

Снежинки закружатся раз,

Снежинки закружатся два,

Снежинки закружатся три,

Фигура из снега, замри!
(М. Грузова)

Дети в соответствии с текстом изображают вьюгу или метель. Замирают игроки в позах фигуристов, лыжников, саночников, спящих медведей, елок, снежинок, ледяных фигур и т. п.

Шагать — стоять

На земле на расстоянии примерно десяти метров одна от другой чертят две параллельные линии. Водящий стоит перед первой линией, отвернувшись от других игроков. Остальные участники выравнивают носки ног вдоль второй линии.
Водящий начинает громко считать: «Раз, два, три!» Все игроки делают в это время три шага вперед. Водящий восклицает: «Замри!» и резко оборачивается. Все останавливаются. Водящий следит, чтобы никто не шевелился. Кто шевельнется, тот выбывает из игры.
Затем водящий снова отворачивается и начинает считать. Все повторяется несколько раз до тех пор, пока кому-то из игроков не удается пересечь первую линию (то есть ту, у которой стоит водящий). Он и считается победителем. Как правило, это тот участник, кто делал наиболее длинные шаги, а замерев, хорошо сохранял . Победитель может взять приз и, если захочет, стать новым водящим.

Перетяжки

Всем знакома игра перетягивание каната. А если каната нет? Тогда можно организовать игру иначе. Команды встают напротив друг друга. Игроки каждой из них строятся друг за другом, крепко держась за талию впередистоящего (как в сказке «Репка»). Первые участники команд берутся за обе руки. На земле между ними обозначают линию. По условному сигналу одна команда старается перетянуть другую через линию на свою сторону.
А вот другой вариант перетяжек. На земле чертят длинную линию. Игроки двух команд встают перед ней, образуя пары с соперниками, и берутся с ними за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовывать новые пары или держаться сзади друг за друга и вдвоем (втроем и так далее) перетягивать соперников на свою сторону.
Игру повторяют от трех до пяти раз, после чего определяют команду-победителя. Победившей считается та сторона, на которой к этому моменту оказалось больше игроков.

Ровным кругом

Выбирается водящий, остальные игроки встают в круг. Дети идут по кругу и приговаривают:
Ровным кругом, друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! С нами вместе Делаем вот так!
После чего все игроки останавливаются, а водящий в центре круга начинает показывать какие-то интересные движения (танцевальные, спортивные, подражательные, шуточные). Все дети повторяют за ним, стараясь копировать водящего в точности.
Затем водящий выбирает вместо себя другого (из числа лучших игроков). Игра повторяется, пока не надоест детям или пока не закончатся интересные движения.

Шародром

Дети делятся на две команды с равным количеством игроков. На земле (асфальте) чертят длинную линию (в помещении можно положить шнур). С обеих сторон вдоль нее встают игроки. В руках у каждого надутый шарик.
По сигналу дети начинают перебрасывать шарики на другую сторону, стараясь, чтобы как можно больше шаров оказалось у соперников, а на своей стороне шаров не осталось. Шарики, прилетевшие от соперников, так же максимально быстро возвращают им. То есть каждая команда пытается избавиться от шаров.
Перебрасывание продолжается до нового сигнала. Как только прозвучит команда «Стоп!» (свисток, хлопок, остановка музыки), все останавливаются. На чьей стороне меньше шариков, та команда и победила.
В зависимости от времени года и места проведения игры шарики можно заменить другими легкими предметами, например, самодельными снежными комочками, шишками и тому подобным.

Передача предмета

Дети встают в круг и пускают по рукам какой-либо предмет, например платочек или цветочек. Передают ритмично, под текст, который произносят:

Наш цветочек (платочек) прогулялся
По рукам, по рукам.
У кого он оказался,
Тот плясать выйдет к нам!
(М. Грузова)

У кого на последнем слове оказался предмет, тот выходит в центр круга и танцует с предметом или без него, на свое усмотрение. Если есть музыкальное сопровождение, танцевальные движения выполняются в соответствии с характером музыки.
Дети могут хлопать танцору или повторять движения за ним. Потом водящий встает в круг на свое место и предмет передают дальше.